Холст — это: описание, свойства, применение, виды и особенности
Содержание:
- Холсты для печати
- Выбор краски для рисования по холсту
- Какие бывают виды холста
- Особенности живописи на холсте
- История материала
- Что такое холст
- Как выбрать холст для рисования
- Основные требования
- Самые лучшие мастихины
- В словаре Даля
- Как выбрать правильный грунт? Виды грунта
- Прямоугольные холсты
- Упаковка холста для живописи
Холсты для печати
Холсты применяют из натуральных материалов, так и синтетические
Натуральные холсты — это настоящее полотно художника, такие картины требуют осторожного обращения, а так же боятся влаги. Натуральный холст после печати часто покрывают лаком для его защиты, а так же создаёт глянцевое покрытие
Для репродукции картин выбираются холсты потолще, для того, чтобы картина выглядела наиболее естественно. Поверхность такой картины часто покрывают специальными фактурными гелями, которые имитируют мазки кисти.
Покрытие напечатанной картины специальным гелем имитирует мазки кисти
Для печати графики и фотографий используют тонкие холсты, с более гладкой поверхностью и ровным плетением нитей.
Полотна из льна используются художниками. Они имеют грубую фактуру и напечатанная на таком полотне картина максимально имеет вид настоящей.
Разновидности полотен для печати
Синтетические холсты не бояться влаги и, соответственно, не деформируются при изменении влажности. Они ровные и на них хорошо печатать фотографии с высоким разрешением. Так же они могут быть абсолютно белыми, либо с оттенками натуральных тканей. Холсты бывают из волокон как на 100% состоящими из синтетики, так и на 30-60%. Печать на полностью синтетических холстах самая дешёвая.
Выбор краски для рисования по холсту
Раньше художники для создания долговечных работ могли выбирать лишь масляные краски, которые способны прослужить не один век. Современные технологии позволили разработать новый вид красок с использованием в основе акрила.
Акриловые краски полюбили многие творцы, за разнообразие цветов и удобство работы. Часто ими пользуются, чтобы создать современные стили в живописи – абстракции или плакаты. Выбор делается исходя из предпочтений самого художника и поставленной задачи: какой эффект желают получить в итоге.
Акриловые краски полюбили многие творцы, за разнообразие цветов и удобство работы.
Акриловые краски
Данный вид отличается тем, что в основе используется вода. Если краску необходимо развести, то добавляют именно воду, после высыхания при этом происходит создание покрытия устойчивого к влаге. По этой причине картина будет храниться долго без изменений. Однако процесс просушки приводит к затемнению цветов, что следует учитывать при использовании.
Художники отмечают и другие плюсы:
- Просушка занимает мало времени;
- На полотне не появляются трещины;
- Нет необходимости поверх наносить лаки или иные средства для закрепляющего эффекта;
- Универсальность применения, можно работать на дереве, металле, стекле и холсте.
Процесс просушки приводит к затемнению цветов, что следует учитывать при использовании.
Масляные краски
Масляный вид включает составным компонентом растительные масла, что помогает образовать после просушки на поверхности пленкообразную защиту от воды. Именно данный вид использовался для создания шедевров живописи. После того, как слой засох на поверхность, он не меняет тон.
Стандартно в основе для художественных красок применяют льняное масло. Для успешной работы с данным типом следует грунтовать поверхность холста до нанесения краски.
Масляный вид включает составным компонентом растительные масла, что помогает образовать после просушки на поверхности пленкообразную защиту от воды.
Основные различия между акриловыми и масляными красками
Краска для холста, какую брать? Определиться может помочь сравнение двух видов. Так на основе акрила относятся к синтетическим средствам, вторые могут изготавливаться из натуральных элементов.
Первые отличаются затемнением цвета после просушки, вторые не меняют яркости оттенков. Для работы с масляными красками требуется использовать грунтовочный раствор, для акриловых нет.
Первые отличаются затемнением цвета после просушки, вторые не меняют яркости оттенков.
Что является более удобным для начинающих
Начинающий живописец должен начинать рисовать средствами, которые легче использовать при работе. Среди двух средств можно выделить для этой цели – акриловый.
Их можно разбавить обычной водой для получения необходимой густоты. Быстро высыхают и хорошо ложатся на поверхность. Нет нужды приобретать дополнительные составы для процесса рисования.
Акриловые краски быстро высыхают и хорошо ложатся на поверхность.
Какие бывают виды холста
В качестве основы для холста может быть использован материал, изготовленный из растительных, синтетических либо комбинированных волокон. Художники могут использовать разные варианты, однако, не все из них подходят для живописи. Поэтому рекомендуется использовать следующие виды в качестве живописной основы:
- Льняной холст обладает самой большой прочностью к воздействию атмосферной влажности, поэтому может долгое время сохранять свое первоначальное состояние и фактурную зернистость. Его изготавливают путем переплетения пряжи желтоватого либо сероватого цвета, полученной из стеблей льна. Самый подходящий вариант – из пряжи длинного волокна, так как он равномерный по текстуре и толщине переплетения нитей.
- Синтетический холст очень крепкий, не подвержен изменениям влажности. Его делают из ниток полиэстера, получаемых путем переработки отходов нефтепрогона. Но, несмотря на пригодные свойства, вопрос об использовании остается спорным: все работы, написанные на нем, слишком молоды и не испытаны временем.
- Пеньковый холст по техническим характеристикам приравнивается к льняному. Его изготавливают из серо-белой и с зеленоватым оттенком пряжи, полученной из стеблей конопли. К сожалению, на сегодняшний момент такой вид основы для художественных целей не выпускают.
- Комбинированный – самый популярный в художественных кругах вид. Его получают путем смешения в плетении синтетических и натуральных волокон (лен-полиэстер, лен-полиэфир, лен-лавсан, хлопок-вискоза). Но использование этого вида основы весьма спорно. Из-за разной подверженности волокон к влаге сцепление с грунтом будет различаться, что впоследствии может привести к разрушению слоев краски (преждевременному состариванию).
Для живописи не рекомендуется использовать следующие виды холста:
- Бортовка – самый неподходящий вид, так как он низкопрочен, подвержен деформации. Неравномерности нитей из очеса короткого волокна необходимо использовать специальную зачистку, которая создает напряженные участки в работе. Впоследствии в этих местах появляются трещины, а связующие краски попадаю на оборотную сторону материала.
- Хлопчатобумажный холст больше всех остальных поглощает влагу, поэтому подвержен гниению и образованию плесени. Если его натянуть на подрамник, то со временем он начнет провисать.
- Джутовый холст обладает сильным блеском, имеет светло-желтый оттенок. По прочности на несколько порядков ниже льняного и пенькового, поэтому очень хрупок.
Особенности живописи на холсте
Фактура холста обеспечивает хорошее сцепление краски с поверхностью. Тем не менее для получения прекрасного результата необходимо ответственно подойти к подготовке ткани к использованию. Во-первых, нужно правильно подобрать фактуру исходя из поставленных художником целей. От техники письма будет зависеть выбор зернистости холста: крупная, средняя или мелкая.
Это важно, потому что несоответствие зернистости манере письма может усложнить процесс написания и привести к быстрому последующему старению картины. Во-вторых, холст необходимо загрунтовать и укрепить в подрамнике
Если предполагается писать на холсте маслом, то лучше предпочесть крупное зерно, для акварели или других жидких красок опытные матсера кисти рекомендуют использовать мелкозернистое полотно.
К художественному холсту предъявляется ряд требований. Он обязательно должен быть небеленым. Отбеливатели, которые применяются перед подготовкой ткани к промышленному окрашиванию, содержат различные химические составляющие, которые негативно влияют на прочность ткани. Поверхность холста также должна быть ровной, без обрывов нитей, узелков и других дефектов. Плетение должно быть плотным, нити — одинаковой толщины и натяжения. При выборе ткани необходимо тщательно визуально оценить ее внешний вид.
История материала
Первый льняной холст соткали еще в древнем Египте, а в Европе самая древняя находка датируется 8 веком до н.э. В средней части России более известен был конопляный холст с желтоватым оттенком. По сравнению со льном, это полотно более плотное и грубое, но и более износостойкое. Материал даже был своеобразным денежным эквивалентом — холщовыми рулонами крестьяне платили оброк.
Из конопляного и льняного материала изготавливали разнообразную одежду, домашний текстиль, емкости для хранения и перевозки материалов, сумки, обувь, паруса.
Холст активно используют в живописи в качестве основы для картины. В Западной Европе это произошло еще в 16 веке, когда на смену деревянному основанию пришло тканое полотно, натянутое на подрамник. Но еще раньше древнерусские иконописцы использовали его для небольших икон — «полотенец». Обычно в качестве основы для них брали два отреза холста, склеенных между собой. Обе стороны покрывали специальным составом, грунтовали и использовали для работы с масляными красками.
Икона 19 века на холсте
Что такое холст
Изначально так называли полотно изо льна, различное по степени отбеливания и толщине, выполненное полотняным способом. Самым ценным считался тонкий белый лен, одежду из которого шили для знатных и состоятельных людей.
Фактура холщовой ткани
Из чего делают холст
В современной текстильной промышленности название «холщовая ткань» относится к плотным материалам, выполненным методом полотняного переплетения и прошедшим разные этапы отделки. Традиционно сырьем для них служат растительные, синтетические волокна или волокна смешанного состава, а именно:
- лен;
- хлопок;
- джут;
- конопля;
- синтетические — полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые;
- сочетание хлопка или льна с синтетическими.
Льняной материал
Полотну натурального состава присущи следующие свойства:
- долговечность и прочность;
- воздухопроницаемость;
- отсутствие аллергических реакций;
- устойчивость к загрязнениям;
- прочность.
Важная информация! Материал на ощупь довольно жесткий, имеет не особо привлекательный вид, присущ серо-желтый оттенок. Для ежедневной носки пригодны ткани средней и низкой плотности, которые от стирки к стирке становятся мягче и белее.
Синтетические и смесовые материалы отличаются еще большей прочностью, но плохо переносят высокие температуры, могут даже расплавиться. Кроме того, они практически не впитывают влагу, что является существенным недостатком в случае применения их для пошива одежды и изготовления товаров для ухода за домом.
Для чего нужен холст
Особой популярностью натуральный холст пользуется при изготовлении этнической одежды и аксессуаров. Вышивка на одежде, скатертях и наволочках привносит сельские нотки в общую атмосферу.
Скатерть с отделкой кружевом
Синтетические ткани в основном используют для перевозки грузов, почты, сыпучих продуктов. За счет влагостойкости искусственного упаковочного материала товар долго не портится. Пользуется большим спросом холщовая подарочная упаковка сувениров, посуды и игрушек.
Холщовые мешочки для трав
Кроме того, холст — это вид ткани, на которой пишут картины. Картины на холсте удобнее перевозить, их можно свернуть в рулон. Холщовая основа более долговечна и дешевле деревянной, позволяет создавать картины большого размера.
Полотно для живописи
Как выбрать холст для рисования
Холст необходим для написания картины маслом. Правильный холст для живописи можно приобрести в художественном салоне, а не в магазине тканей.
Холст для живописи в продаже представлен в трех видах:
- на подрамнике;
- на картоне;
- в рулоне.
Полотно с подрамника можно в любой момент снять, если потребовалась транспортировка, а затем натянуть заново. Кроме того, на подрамнике полотно немного «пружинит», что несколько облегчает процесс нанесения краски. Для картин большого размера в подрамнике используются дополнительные рейки, которые придают жесткость всей конструкции, картина не провиснет. Полотно на картонной основе получается тонкое, для него невозможно отрегулировать натяжение.
Холст на подрамнике и картоне
Сам холст может быть изготовлен из хлопковых, льняных или синтетических волокон.
Лен
По мнению художников лучшим материалом для изготовления холста является лен. Качественное полотно должно быть однородным, без пятен, полос и узелков на волокнах. Нити должны быть натянуты параллельно.
Достоинства льняного полотна:
- мало поглощает влагу;
- меньше подвергается механическим повреждениям;
- практически не провисает со временем.
Важная информация! Недостатками является высокая цена и большая масса полотна.
Хлопок
Самый доступный для художников материал. Полотно «слушается» автора и подчиняется любой технике в работе с маслом.
Достоинства хлопкового полотна:
- доступная цена;
- при качественном натяжении можно работать с акриловыми и масляными красками.
Недостатки:
- накапливает влагу;
- плохо переносит механические воздействия;
- со временем провисает.
Синтетика
Синтетические холсты очень редко встречаются в продаже, многие салоны не рискуют их заказывать из-за небольшого спроса. Тем не менее, у них есть несколько преимуществ:
- имеют абсолютно гладкую поверхность;
- не провисают под тяжестью красок;
- не гниют и не впитывают влагу.
Важная информация! Поскольку с момента появления синтетических холстов не прошло еще достаточно времени, оценить их объективно пока не представляется возможным.
Полотна различаются по степени зернистости:
- мелкозернистое — наиболее гладкое полотно, подойдет для написания портретов и для работы с жидкими красками;
- среднезернистое — универсальная основа, можно использовать для различных техник;
- крупнозернистое — больше подойдет для фактурной живописи, для работы потребуется мастихин, кистями на рельефной ткани работать будет неудобно.
Крупнозернистое льняное полотно
Важно. Масляную краску наносят только на загрунтованный холст
Можно приобрести уже подготовленную, обработанную грунтом основу, или сделать грунтование самостоятельно.
Основные требования
Холсты, как правило, плотные, небеленые, с ровным плетением нити одинаковой толщины. Узлов на них нет. Они довольно прочные и устойчивы. В их производстве применяют отбеливание, чтобы удалить нежелательный окрас, придать белый цвет и подготовить к окрашиванию. В этих целях используются растворы кислоты и щелочи, окислители и восстановители. Так художественный холст становится менее прочным.
У него лучше качество красочного слоя, по сравнению с тканями, имеющими редкое плетение. А вот холсты с саржевым плетением намного плотнее. Они менее подвергаются разрушениям от температуры и влаги, потому что, набухая, нити меньше трутся, чем полотняные. При работе на неплотных холстах возникает механическое напряжение, провоцирующее смену объема и появление трещин. В некоторых случаях слой краски осыпается. Неравномерная плотность нити реагирует на внешние факторы по-разному. Так нарушается связь холста с грунтом, вызывая старение произведения. К тому же его становится трудно проклеивать и грунтовать. Клеевой покров неравномерный, в некоторых местах он может проваливаться. После нанесения грунта образуется неровное покрытие. Ткацкие дефекты не позволяют зрительно воспринимать картины.
Самые лучшие мастихины
Выбор мастихина не должен вызвать у Вас особой сложности, самые удобные и распространенные в работе художника, это капля и так называемый «мастихин рыбка», такими мастихинами удобно выполнять большинство задач в картине. Перед покупкой обязательно проверьте мастихин. У него должна быть удобная ручка для вашей руки, лезвие гибкое, но легко возвращающееся в исходное положение, никакие детали в нем не должны болтаться.
Мастихин может ускорить и облегчить работу над картиной, но может и усложнить ее. Все-таки если впервые взяли в руки этого «помощника художника», стоит потренироваться на этюдах. Несмотря на то, как легко художники с ними управляются, новичку будет трудно повторить все движения. Для легкой работы должна выработаться моторика рук, чтобы с легкостью писать картины мастихином.
В словаре Даля
м. холстина ж. холстовьё ср. собират. пск. простая, грубая
ткань, льняная и конопляная, толстое полотно; есть и бумажный холст.
Холст рубашечный, подкладочный, половиковый. Она холстами торгует. Мешок
из холстины, холстинный, холстяной, холщовый, холщевой. Холстинный ряд,
лавки. По числу пасм (30 чисменок по 3 нитки) в основе, холст бывает:
семерик, осьмерик, девятня, десятня и пр. до семнадцатирика;
полудевятня, 81/2, пасм и пр. Дают холст, так толст! Прожил век не за
холщовый мех. Холщовник, холстянник, холщовый торговец. Холстинка,
умалит. | Бумажная полосатая и клетчатая ткань, цветной миткаль. -ковое
платье. Холщовка ж. влад. яросл. лоскут, тряпица; онуча, подвертка, Пора
мне под холстинку, под холст, в могилу. Холстом нареч. паралельно,
равнобежно, опостен. Черта с чертой холстом идут. Холст покоса, полоса,
при дележе. Холстяница, холстинка ж. пск. твер. или холщевик м.
холодник, балахон, летник. | Холщевик, холщовый мешок, чехол.
Как выбрать правильный грунт? Виды грунта
Грунтовка холста
Грунт – это специальный материал, который наносится на холст для того, чтобы создать прочную связь между основой и краской. Также он необходим для получения какой-то определенной фактуры или фона, которые предполагает задумка художника. Как правило, грунт наносится на основу в несколько слоев.
Многие холсты продаются уже грунтованными, то есть они полностью готовы к живописи, на них нанесены соответствующие проклейка и грунт. Это оптимальное решение для новичков, правда, и здесь есть свои нюансы при выборе, о них мы скажем чуть позже. Также встречаются грунтованный картон и бумага.
Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить основу к работе и приобретают негрунтованные холсты в рулонах или на подрамниках. От вида грунта зависит, насколько прочным будет красочный слой.
- Клеевой грунт – идеальный выбор для масляной живописи, подходит для всех видов основы. Масляные краски хорошо себя ведут себя на клеевом грунте, сохнут относительно быстро, без образования трещин.
- Эмульсионный грунт подходит для любой основы и всех техник живописи. Он не растворяется в воде, поэтому на нем можно писать не только маслом, но и акриловыми и темперными красками.
- Масляный грунт предназначен для всех основ, но его предпочитают далеко не все художники. Используется только для тонкой масляной живописи, если вы пишете пастозно, то стоит выбрать другой вариант. Если вы решили самостоятельно нанести масляный грунт, учтите, что он полностью высыхает в течение 10-12 месяцев.
- Акриловый грунт подходит для масляной, акриловой, темперной живописи, его можно наносить на любые основы. Рекомендуется для самостоятельной грунтовки полотна, так как он очень пластичный и не склонен к растрескиванию.
Как проверить качество грунтованной основы?
- На поверхности не должно быть никаких зазоров, точек, ниток и т. д. Фактура может проступать только у крупнозернистого холста.
- Нанесите на натянутый холст живописное льняное масло. Если грунт качественный, то ничего не изменится. Холст сохранит первоначальный цвет и гладкость, хотя весь будет покрыт тонким слоем масла. Если на холсте появились темные пятна, там, где масло через микротрещины проникло внутрь и впиталось в основу, то рисовать на нем нельзя. На готовой картине появятся некрасивые матовые пятна, причем убрать их лаком не получится.
Именно поэтому готовые грунтованные холсты никогда не лишне доработать, то есть покрыть либо готовым акриловым грунтом, либо желатиновым клеем в 1-2 слоя.
Можно ли самостоятельно загрунтовать холст?
Этот вопрос волнует многих новичков. Да, можно, но для этого нужны определенная сноровка, терпение и время. Поделимся самым популярным рецептом.
- Возьмите желатин (желательно насыщенного желтого цвета) и разведите его по инструкции производителя.
- Когда желатин остынет, шпателем нанесите его на натянутый холст, тщательно втирая в нитки и отверстия между ними. После просыхания первого слоя нанесите еще один, дайте высохнуть.
- Теперь нанесите на холст белую фасадную краску, если вы хотите получить цветной фон, добавьте соответствующий краситель. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны. Нанесите ее в два слоя широкой щетинной кистью, давая просохнуть каждому покрытию.
- В завершение холст покрывают прозрачной фасадной глубинной пропиткой в один слой. Примерно через 5-7 дней холст будет полностью сухим и готовым к работе.
Некоторые художники добавляют прямо в желатин истолченный мел или сухие цинковые белила, тогда нанесение белой фасадной краски не нужно.
Прямоугольные холсты
Прямоугольные полотна на сегодняшний день являются наиболее распространенными. Они приходят в бесконечных вариациях, но мы сломаем некоторые из наиболее распространенных.
Примечание. Несмотря на то, что размеры являются стандартными, наша разбивка объективна. То, что кажется маленьким одному художнику, может показаться довольно большим для другого.
Маленький
Меньшие холсты отлично подходят для работы над точной детальной работой или создания изображений с одним жирным изображением. Это также размер многих открыток и поздравительных открыток, поэтому он может быть хорошим размером для создания иллюстраций для сканирования и превращения в канцелярские проекты.
Средняя
Среднее полотно идеально подходит для начинающего живописца. Они имеют более щедрую поверхность для живописи, чем ранее упомянутые небольшие полотна, но не являются такой большой рабочей областью, чтобы быть пугающей. Они имеют возможность использовать различные кисти и позволяют вам исследовать различные методы. Они могут не иметь большого влияния в большой комнате, но они будут создавать значительные картины.
большой
Большой холст — это именно то, что вам нужно для создания картин, которые влияют на комнату. У них достаточно места для создания больших композиций или больших, потрясающих сцен. Как правило, легче работать на больших холстах, если они находятся на станке или на плоской поверхности.
Упаковка холста для живописи
Если холст упакован —это эстетический и практический плюс. Некоторые производители упаковывают готовые холсты в тонкую прозрачную пленку. По-моем,у это отличное решение. Сквозь такую пленку прекрасно видна поверхность холста, ее можно досконально изучить на наличие дефектов. Степень натяжения ткани сквозь такую пленку, также можно определить: посмотреть не провисает ли холст под пленкой.
Холсты в пленке не пачкаются, их удобно и не страшно перевозить даже в общественном транспорте, они могут стоять в вашем доме или кладовке сколько угодно — пыль им не страшна.
Холст для живописи в прозрачной упаковке
Для меня также важно что бы на подрамнике сразу были обозначены его размеры — это очень удобно, некоторые производители по какой-то причине этого не делают. Подрамник для живописи с указанием размеров
Подрамник для живописи с указанием размеров
У меня был и позитивный и негативный опыт в покупке холстов. К примеру, однажды под влиянием рекламы, я заказала 10 холстов для теста (благо, что не больше), на которых я прочувствовала почти все возможные недостатки некачественного холста и подрамника. Холсты немного провисали, подрамники глухие с острыми углами, и в добавок в нескольких холстах были полосы с дефектами на ткани, да и грунта производители там явно пожалели…
Это займет у вас слишком много времени, может принести совсем непредсказуемые результаты. Если в ваших магазинах есть качественные холсты, покупайте их не задумываясь! Это сэкономит множество вашего времени и средств. Вдохновившись какой-либо идеей, сразу приступить к работе куда эффективнее чем, начинать творческий процесс с не совсем творческих задач.