История книгопечатания. изобретатель первого печатного станка. создание первой печатной книги

Подготовка к печати

Не все технологии печати позволяют напрямую перенести изображение, например, с электронного макета или предоставленной заказчиком фотографии на материал (бумагу, картон, ткань, пленку, пластик и т. п.). Чаще всего для создания, ввода, обработки картинок и текстов применяется специальное оборудование.

В типографии полного цикла могут быть установлены:

    • сканеры (барабанные, планшетные), их задача – ввести изображение с любыми параметрами в систему обработки;
    • компьютеры (портативные и стационарные), они обеспечивают скорость, качество обработки изображений;
    • оборудование для создания печатных форм (копировальные рамы, проявочные процессоры, системы СТР и т. д.).

Современные типографии используют технику разных брендов, среди наиболее популярных – SysTec, GT, Xeikon ThermoFlexX, DUPONT, ECRM, AGFA, Ultimate и другие.

Предтечи

Все имеет свою историю. До изобретения книгопечатания делались надписи на камне, глине, дереве, бересте, коже, пергаменте, папирусе, ткани или на восковом слое дощечек. То были надписи. С изобретением и распространением технологии изготовления бумаги появились рукописные свитки и книги. Переписывание книги стало профессией. Появились хранилища рукописных изданий. Переписка и указы опечатывались, как правило, с помощью печаток царей, императоров, военачальников и государственных мужей высокого ранга. То были отпечатки на размягченном при нагревании материале, сохраняющие изображение после остывания.

Печатные машины и их значимость

Печатная машина — это еще не типография, но без нее типография не может обойтись. При использовании печатных станков печатная форма определяла как время подготовки издания и себестоимость продукции, так и технологию и качество печати. Печатник (он же и издатель) мог на одном станке использовать формы разных типов — все зависело от его понимания рациональности и выгоды, от его умения и желания.

Автоматические и полуавтоматические печатные машины, как правило, являются строго специализированными и связаны с конкретной технологией печати, что определяет тип печатной формы. Высокая скорость работы ротационных машин потребовала совершенствования печатных красок и другого уровня качества изготовления механизмов. В результате дерево из полиграфического машиностроения исчезло — все детали печатных машин стали делать из металла.

С разработкой самонакладов листов и автоматизированных приемных устройств появились листовые печатные машины-автоматы. Стали создаваться многокрасочные машины. Расширился спектр печатной продукции — помимо изданий полиграфисты стали производить промышленные изделия: упаковку, этикетки, обои, бумажные и пленочные покрытия для мебельной и строительной промышленности. Развитие рекламы создало новое направление в полиграфии — печатную рекламу. Бумажная индустрия стала производить все больше разнообразной бумаги высокого качества. Полиграфисты освоили новые запечатываемые материалы: ткани, пленки, пластик, фольгу, жесть, гофрокартон, стекло, промышленные изделия (ручки, осветительные тела, бутылки, майки, кепки), природные продукты — яйца, дерево.

Полиграфия стала тесно кооперироваться с другими отраслями промышленности. Возросла зависимость полиграфистов от производителей оборудования, расходных и запечатываемых материалов. Этот процесс достиг своего максимума в конце ХХ века.

Печатные машины, определяя капиталовложения, производительность, печатную технологию, качество печати и особенности готовой продукции, стали основным звеном в полиграфии. Печатные технологии теперь тесно связаны с определенными рыночными нишами. Чтобы поменять технологию печати, требуется не только заменить печатную машину — нужны колоссальные капиталовложения, затраты времени и проведение разнообразных мероприятий по замене структуры предприятия, специалистов и исполнителей.

Иные претенденты на роль первопечатников

Как уже говорилось выше, очень многие народы Западной Европы оспаривали у Германии честь считаться основателями книгопечатания. В связи с этим упоминается несколько имён, среди которых наиболее известны Иоганн Ментелин из Страсбурга, сумевший в 1458 году создать типографию, подобную той, которая была у Гутенберга, а также Пфистер из Бамберга и голландец Лоренс Костер.

Не остались в стороне и итальянцы, утверждающие, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем подвижного шрифта, и что именно он передал свою типографию немецкому коммерсанту Иоганну Фусту. Однако никаких серьёзных доказательств подобного утверждения представлено не было.

Начало печатания книг в России

И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. Оба они являлись учениками датского мастера Ганса Миссенгейма, присланного королём по просьбе царя Ивана Грозного. В послесловии книги указано, что их типография была основана в 1553 году.

Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.

Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению. Однако зачастую подобная практика приводила лишь к новым искажениям. Вполне понятно, что решением проблемы могло быть лишь повсеместное введение печатных изданий, многократно тиражирующих оригинальный текст.

Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.

История книгопечатания

Основная статья: История книгопечатания

Книгопечатание было изобретено трижды: в Китае, в Корее и в средневековой Европе. Первой печатной книгой считают текст, созданный с помощью ксилографии в Корее в период с 704 по 751 годы . В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным (Julien, «Documents sur l’art d’imprimerie»), в 581 году н. э., а по китайским источникам — между 935 и 993 годами (подробнее см. четыре великих изобретения). Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году.
Печатный амулет, датированный 704—751 годами, был найден в 1966 году при раскопках храма в Кёнджу, Корея .

Штучная печать

Техника штучной печати для воспроизведения текста, рисунков и изображений широко использовалась по всей Восточной Азии. Она возникла в Древнем Китае как метод печати на текстиле, а затем и на бумаге. Самые ранние сохранившиеся образцы, напечатанные на ткани, являются китайскими и датируются не позднее 220 года н. э. Ближайшие по времени западные образцы относятся к IV веку и принадлежат Древнему Египту эпохи римского правления.

В Восточной Азии

Самые ранние сохранившиеся гравюры происходят из Китая эпохи династии Хань (до 220 года н. э.), они использовались для оттиска на шёлке трёхцветных изображений цветов, а самый ранний пример гравюры на бумаге, также китайский, относится к середине седьмого столетия.

В девятом веке печать на бумаге уже профессионально практиковалась, именно этим периодом датирована первая сохранившаяся полная печатная книга — Алмазная сутра (находящаяся ныне в Британской библиотеке). В десятом веке были напечатаны 400 тысяч копий некоторых сутр и картин, выходила конфуцианская классика. Опытный печатник за один день мог напечатать до 2000 листов, состоящих из двойных страниц.

Из Китая книгопечатание распространилось в Корею и Японию, которые использовали китайские логограммы; методы китайской печати также применялись в Турфане и Вьетнаме с использованием других шрифтов. Однако в отличие от другого изобретения — бумаги, техника книгопечатанья так никогда и не была заимствована исламским миром.

На Ближнем Востоке

Штучная печать на ткани появилась в римском Египте к четвёртому столетию. Ксилография, названная по-арабски «тарш», была развита в арабском Египте в IX—X столетиях, применяясь главным образом, для молитв и письменных амулетов. Есть некоторые причины полагать, что эти печатные оттиски (гравюры) были сделаны из недеревянных материалов, возможно из олова, свинца или глины. Используемые методы, кажется, имели очень мало влияния за пределами мусульманского мира. Хотя Европа приняла печать деревянной гравюры от мусульманского мира, первоначально для оттиска на ткани, техника металлической ксилографии в Европе осталась неизвестной. Позже ксилография вышла из употребления в исламской Средней Азии после того, как из Китая была перенята печать подвижного типа.

В Европе

Основная статья: История книгопечатания в Европе

См. также: История книгопечатания в России

Впервые в христианской Европе методика оттиска на ткани появилась около 1300 года. Изображения, оттиснутые на ткани для религиозных целей, могли быть довольно большими и сложными, и когда бумага стала относительно легко доступной, около 1400 года, тут же получили распространение небольшие гравюры на религиозные темы и игральные карты, напечатанные на бумаге. Массовое производство печатной бумажной продукции началось примерно с 1425 года.

Годом изобретения книгопечатания считается 1445 г. Суть изобретения состояла в том, что Иоганн Гутенберг предложил использовать для набора текста отдельные металлические буквы — литеры, которые располагали в нужном порядке в специальных ячейках.
Литеры вручную покрывали краской, а затем прижимали к листу бумаги в станке.
В итоге получается оттиск страницы книги. На станке, созданном Гутенбергом, можно было изготовить 100 оттисков одного листа за час. Первыми печатными книгами стали Библия и Псалтырь, изданные на латинском языке.

История книгопечатания

Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в Корее и в средневековой Европе. В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным (Julien, «Documents sur l’art d’imprimerie»), в 581 году н. э., а по китайским источникам — между 935 и 993 годами (подробнее см. четыре великих изобретения). Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году.
Печатный амулет, датированный 704—751 годами, был найден в 1966 году при раскопках храма в Кёнджу, Корея .

Штучная печать

Техника штучной печати для воспроизведения текста, рисунков и изображений широко использовалась по всей Восточной Азии. Она возникла в Древнем Китае как метод печати на текстиле, а затем и на бумаге. Самые ранние сохранившиеся образцы, напечатанные на ткани, являются китайскими и датируются не позднее 220 года н. э. Ближайшие по времени западные образцы относятся к IV веку и принадлежат Древнему Египту эпохи римского правления.

В Восточной Азии

Самые ранние сохранившиеся гравюры происходят из Китая эпохи династии Хань (до 220 года н. э.), они использовались для оттиска на шёлке трёхцветных изображений цветов, а самый ранний пример гравюры на бумаге, также китайский, относится в середине седьмого столетия.

В девятом веке печать на бумаге уже профессионально практиковалась, именно этим периодом датирована первая сохранившаяся полная печатная книга — Алмазная сутра (находящаяся ныне в Британской библиотеке). В десятом веке были напечатаны 400 тысяч копий некоторых сутр и картин, выходила конфуцианская классика. Опытный печатник за один день мог напечатать до 2000 листов, состоящих из двойных страниц.

Из Китая книгопечатание распространилось в Корею и Японию, которые использовали китайские логограммы; методы китайской печати также применялись в Турфане и Вьетнаме с использованием других шрифтов. Однако в отличие от другого изобретения — бумаги, техника книгопечатанья так никогда и не была заимствована исламским миром.

На Ближнем Востоке

Штучная печать на ткани появилась в римском Египте к четвёртому столетию. Ксилография, названная по-арабски «тарш», была развита в арабском Египте в IX—X столетиях, применяясь главным образом, для молитв и письменных амулетов. Есть некоторые причины полагать, что эти печатные оттиски (гравюры) были сделаны из недеревянных материалов, возможно из олова, свинца или глины. Используемые методы, кажется, имели очень мало влияния за пределами мусульманского мира. Хотя Европа приняла печать деревянной гравюры от мусульманского мира, первоначально для оттиска на ткани, техника металлической ксилографии в Европе осталась неизвестной. Позже ксилография вышла из употребления в исламской Средней Азии после того, как из Китая была перенята печать подвижного типа.

В Европе

Впервые в христианской Европе методика оттиска на ткани появилась около 1300 года. Изображения, оттиснутые на ткани для религиозных целей, могли быть довольно большими и сложными, и когда бумага стала относительно легко доступной, около 1400 года, тут же получили распространение небольшие гравюры на религиозные темы и игральные карты, напечатанные на бумаге. Массовое производство печатной бумажной продукции началось примерно с 1425 года.

Иоганн Гутенберг — Создатель книгопечатания

Иоганн Гутенберг (ок. 1397-1468)

Первой книгой человечества считаются скрижали — камни, на которых были начертаны десять заповедей Моисея.

Гутенберга делались попытки изобрести устройство, которое позволяло бы тиражировать книги. Буквы вырезались в твердом материале, например на деревянной пластине, раскрашивались, а сверху накладывалась бумага. Такой метод назывался тиснением. В основном же до Средних веков монахи в монастырях занимались перепиской книг.

Родители Гутенберга были зажиточными людьми, они входили в правление Майнца — бургомистрат. Предположительно, Иоганн слушал лекции в университете города Эрфурта. Примерно в 20 лет он отправился в Страсбург. В чужом городе ему пришлось нелегко, дворянское происхождение не давало никаких привилегий. Его предки в Майнце в давние времена печатали собственные монеты, изготовляли ювелирные украшения, поэтому юноша стал обучаться ювелирному делу. Он быстро стал хорошим мастером, из его рук выходили прекрасно отшлифованные зеркала, поделочные камни.

Страница Библии, отпечатанной Гутенбергом. 1456 г.

Там же Иоганн увидел, как трудились печатники, кропотливо вырезая в плитах буквы. Взяв одну из досок, он долго рассматривал ее, пытаясь представить, каким образом можно упростить процесс.  Сначала, как свидетельствуют хроники того времени, он разрезал доски, выделял фразы, слова и постепенно дошел до изготовления отдельной буквы. Теперь оставалось изготовить множество букв алфавита, разложить их по ячейкам — и типографский набор готов. Так был изобретен наборный шрифт.

Небольшой немецкий городок Майнц считается колыбелью книгопечатания. В нем в 1397 году, по другим сведениям — в 1400, родился Иоганн Гутенберг, изобретатель печатного станка. До появления этого устройства книга считалась огромным достоянием, редкостью и высоко ценилась. На производство одного экземпляра книги затрачивались месяцы, иногда годы труда переписчиков, художников. Иметь библиотеку в собственности мог позволить себе только очень богатый человек.

К сожалению, деревянные буквы быстро выходили из строя. Нужен был другой, более прочный материал. Тем временем Иоганн вернулся в Майнц. Изыскивая материал для шрифта, он остановился на олове и стал отливать его в форме буквы — литеры. Это было второе изобретение! На его предложение о создании книгопечатного станка откликнулся зажиточный гражданин Иоганн Фуст, которому пришлась по вкусу идея получать доход от печатания книг. Договор подписали у нотариуса, деньги были выделены, и Иоганн взялся за работу.

Работа печатника до изобретения печатного станка

24 августа 1455 года Гутенберг отпечатал Библию на латинском языке в двух томах. Заглавные буквы в книге по традиции дорисовывались от руки. Это было первое напечатанное типографским способом издание. Но заработать на этом не удалось ни Гутенбергу, ни его компаньону Фусту — новые книги не получили того спроса, на который они рассчитывали.

Фуст подал на Гутенберга в суд, и по решению суда тот в счет долга возвратил ему все свое имущество. В Майнце появилась типография Фуста и его нового компаньона Шёффера.

Но Гутенберг не опустил руки, он влез в долги, создал другую типографию и отпечатал учебник грамматики латинского языка, выпустил календари , Псалтырь — всего около 50 книг. Но при жизни он никаких наград и признания не получил и тихо скончался в без-известности.

Печатный станок Гутенберга

Его недруга Фуста постигла печальная участь — в Париже по доносу монахов, которые считали типографское книгопечатание сатанинским делом, его посадили в тюрьму, где он и провел остаток своих дней.

И только в 1804 году при поддержке Наполеона по всей Европе стали собирать деньги на памятник первопечатнику Гутенбергу. С того времени его имя вошло в историю.

Типография времен Гутенберга

Книгопечатание

Основные статьи: Книгопечатание, История книгопечатания в Европе и История книгопечатания в России

Изобретение книгопечатания

Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе. В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным (Julien, «Documents sur l’art d’imprimerie»), в 581 году н. э., а по китайским источникам — между 936 и 993 годами (подробнее см. четыре великих изобретения). Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году.

Ксилография

Позднее начали вырезать текст ножом на деревянных досках; это так называемая ксилография. Древнейшее дошедшее до нас произведение этого искусства, имеющее на себе дату печатания, относится к 1423 году (см. «Библия бедных»). Производилось ли печатание с помощью станка или с помощью щёток — неизвестно; во всяком случае дошедшие книги печатались анопистографически (то есть лишь с одной стороны листа). Из книг, напечатанных этим способом, наиболее известны так называемые «Донаты» (сочинение римского грамматика Элия Доната). Не доказано, что «Донаты» были напечатаны много раньше изобретения Гутенберга; с другой стороны, известно, что печатными досками пользовались ещё долго после Гутенберга; ксилография также существовала в , в и даже в 1504 годах.

Подвижные литеры

Наборная касса с литерами

История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.

Между 1041 и 1049 гг, китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины, но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография, так как в китайской письменности тысячи иероглифов и поэтому изготовление наборного шрифта было слишком трудоемким.

В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу. Иоганн Ментелин в Страсбурге, имевший типографию уже в 1458 году, и Пфистер в Бамберге, считавшиеся ранее за первых печатников, должны быть признаны учениками Гутенберга. Почти все западноевропейские народы оспаривали у немцев честь изобретения книгопечатания. Наиболее убедительно отстаивали свои притязания голландцы, ссылающиеся на изобретение книгопечатания Лоренсом Янсзооном Костером. У итальянцев Памфилио Кастальди в Фельтре считался изобретателем подвижных букв: как рассказывают, он не придавал своему изобретению никакого значения, уступил его Фусту, который с товарищами воспользовался им, учредив типографию в Майнце. Однако до нас не дошло ни одной строчки, напечатанной Кастальди, которая могла бы подтвердить достоверность этого рассказа. К свидетельствам современников, говорящих в пользу Гутенберга, нужно отнести указание Петера Шеффера, зятя Фуста и продолжателя его дела: в издании «Институций Юстиниана» 1468 году он указывает на Гутенберга и Фуста как на первых печатников. Движимый родственным чувством, он, вероятно, приписал и Фусту честь изобретения, принадлежащего одному Гуттенбергу. В 1472 году Вильгельм Фише, ректор Парижского университета, в письме к Роберту Гагену говорит: «Передают, что недалеко от города Майнца был некто Иоанн Бонемонтан (Гутенберг), который первый выдумал искусство книгопечатания». Матвей Пальмерий, в продолжении «Хроники» Евсевия, напечатанном в 1483 году в Венеции, указывает, что «искусство печатать книги было изобретено в 1440 г. Гутенбергом в г. Майнце». Наконец, Иоанн Шеффер, сын Петера Шеффера, в посвящении к переводу Тита Ливия 1505 года указывает на Гутенберга как на первого печатника, хотя в других местах приписывает это изобретение Фусту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector