Виды и способы печати в полиграфии

Определение слова «Полоса» по БСЭ:

Полоса — Полоса (математическая)совокупность точек плоскости, лежащих между двумя параллельными прямыми этой плоскости. Координаты точек х,y П. удовлетворяют неравенствам C1 2, где А, В, C1, С2 — некоторые постоянные, причём A и В одновременно не равны нулю. Преобразование &omega. = ez конформно отображает П. 0 комплексной плоскости z = x + iy на верхнюю полуплоскость комплексной плоскости &omega..

Полоса — в прокатном производстве, см. в ст. Листовая сталь.

Полоса — в полиграфии, скомплектованная часть наборной формы, включающая заголовки, клише, колонцифры, формулы и др. элементы и дающая на бумаге оттиск страницы издания — газеты, журнала, книги. часто под П. понимают страницу издания.

Значение слова Полоса по словарю Ушакова:

ПОЛОСА полосы, вин. полосу, мн. полосы, полос, полосам, ж. 1. Длинная узкая форма, Длинный Узкий кусок чего-н. Полоса железа. Полоса материи. || Узкая тянущаяся часть какого-н. пространства, выделяющаяся на нём чем-н. Темная полоса леса на горизонте. Песчаная полоса берега. Бледный свет тянулся длинной полосой меж темным небом и землей. Лермонтов. || Одна из чередующихся параллельно частей какого-н. пространства. Полосы спектра. Обои белыми и голубыми полосами. || Длинный Узкий след, образуемый чем-н. Полосы на земле от колес. Воротником натер себе красную полосу на шее. Полоса на лбу от сабельного удара (шрам). Масляные полосы на атье (пятна). площадь, область чего-н., отведенные для какой-н. цели или занятые чем-н. в отличие от остального окружающего пространства. Полоса разведки (воен.). Полоса огня (воен.). Полоса отчуждения (см. отчуждение). 3. Узкий участок или надел возделываемой, преимущ. пахотной земли (устар.). Полоса пшеницы. Жать на полосе. Дарья картофель копала с соседних полос у реки. Некрасов. 4. Страница в наборе или отпечатанная (тип.). 5. Период, эра, промежуток времени. Не следует забывать, что

Газетный разворот

Разворотом называют форму подачи материалов на двух внутренних смежных страницах. В крупноформатных газетах разворот применяют относительно редко — чаще он встречается в малоформатных газетах. В газетах встречают два вида разворота:  разнотемный и тематический.

Оформление разворота представляет еще более сложную задачу, чем оформление тематической страницы, поэтому очень большое значение имеет правильное построение композиции, позволяющее использовать разные газетные жанры, приемы и средства, которые обеспечивают разнообразие содержания и внешней формы разворота. Основой разворота обычно является публицистический материал, выражающий и обобщающий главные мысли и положения, высказанные во всех материалах. Но разворот нельзя перегружать крупными материалами — он будет трудно читаться.

Разворот предпочитают верстать асимметрично. При необходимости часть его материалов, составляющая, например, подборку, может верстаться симметрично.

Рис. 5. Верстка газетного разворота без средника. Газета «Ракурс»

Разнообразное иллюстрирование позволяет улучшить и оживить оформление разворота. Отсутствие или недостаток иллюстраций сказывается на развороте еще сильнее, чем на тематической странице, приводит к его серости, «слепоте». Но не следует и перенасыщать разворот иллюстрациями, превращая его в плакат.

Разворот может верстаться со средником и без средника. В первом случае он представляет собой две смежные полосы, объединенные общей темой,  стоящей над ними, хотя и разделенной средником на две части, а также общей шапкой. При желании можно убрать средник, и тогда смежные полосы разворота сольются в одну большую полосу с расположенной над ней шапкой (рис. 5). Разворот без средника дает некоторый выигрыш в полезной площади и предоставляет большие возможности по варьированию формата текстовых колонок. Не рекомендуется снимать на развороте лишь часть средника.

Шапка на развороте должна хорошо выделяться, поэтому она набирается крупным шрифтом.

Оформление первой и последней страниц

Первую страницу газетного номера не зря называют его витриной, поскольку она должна дать читателям представление о его содержании. Верстка и оформление первой полосы имеют ряд особенностей, связанных с тем, что здесь помещают самые оперативные и самые важные сообщения, официальные документы и тому подобные материалы (рис. 1). Следует также учитывать, что ее полезная площадь меньше, чем у остальных страниц номера, поскольку здесь размещается заголовочная часть газеты.

Рис. 1. Первая полоса газеты «Известия»

Планируя первую страницу номера, прежде всего решают вопросы, связанные с версткой и оформлением передовой статьи

Передовица («флаг номера»)  должна привлечь внимание читателя и быть прочитана. Она помещается «на открытие» полосы — сразу же под названием газеты

Для дополнительного выделения заголовок передовой статьи набирают ярким крупным четким шрифтом. Текст передовицы лучше набрать более крупным шрифтом, чем остальные материалы страницы. Однако решение набирать передовые статьи выделительными шрифтами (полужирным или курсивным)  вряд ли можно признать удачным: такой текст трудно читается. В некоторых газетах передовицу набирают на широкий формат, иногда одновременно обрамляя ее линейками, из­за чего она красиво выглядит и хорошо выделяется на полосе.

Передовая статья — один из элементов, формирующих лицо газеты, поэтому, избрав какой­либо вариант ее верстки и оформления, следует придерживаться его в дальнейшем, не пытаясь менять оформление из номера в номер.

Важным элементом первой страницы является так называемый шпигель — участок сбоку от заголовочной части газеты, над начальными колонками полосы. В шпигеле можно поместить актуальную фотографию, которая иллюстрирует главную тему номера, лозунг, призыв. Отсюда иногда начинают важную статью или подборку. Шпигель является одним из самых заметных мест первой страницы, поэтому занимать его второстепенным материалом нецелесообразно.

Передвижение заголовочной части с ее обычного места вправо открывает дополнительные возможности для верстки и оформления первой страницы. Это позволяет открыть ее передовой статьей, важным официальным сообщением или другим материалом, который выдвигается вверх.

На первой странице можно сообщить читателям о содержании номера, для чего нередко используют яркую «афишку». Сообщения о важнейших материалах с указанием страниц, на которых они напечатаны, набирают крупными шрифтами, группируют в одной общей рамке или в нескольких рамках и устанавливают в шпигеле или на другом видном месте полосы (рис. 2).

Рис. 2. Первая полоса газеты «Ракурс»

Если на какой­либо из других страниц номера публикуют важное интервью, интересную тематическую подборку или иной гвоздь номера, рекомендуется специально сообщить об этом на первой странице с указанием (в редакциях его иногда называют «свистком»), где искать этот материал. Нередко в такую ссылку включают объяснение повода и цели публикации материала

Первая страница требует яркого, броского иллюстрирования (рис. 3)

Здесь можно установить и всего одну иллюстрацию, но она должна сразу же привлечь внимание читателей, украсить всю полосу. Хорошо смотрятся большие крупноплановые плакаты, монтажи, репортажные фотоснимки, фотопортреты, шаржи, карикатуры, но не к месту будет, например, фотопейзаж

Украшает страницу иллюстрация, поставленная «на открытие» номера, если заглавие газеты передвинуто вправо. В практику оформления многих газет вошел прием вверстывания фотоиллюстрации или карикатуры в передовую статью. Такая иллюстрация усиливает воздействие передовицы, украшает страницу.

Рис. 3. Ярко иллюстрированная первая полоса газеты «Virginian-Pilot» с сильной акцентировкой на передовицу

Последняя страница газеты тоже имеет свои особенности верстки и оформления. Во многих изданиях здесь помещают мелкие информационные материалы, анекдоты, рекламные блоки, поэтому ее предпочитают верстать на большее число колонок (рис. 4). На этой странице чаще и активнее применяют приемы ломаной верстки, стремясь разнообразить и оживить подачу материалов.

Рис. 4. Верстка последней полосы газеты «Известия»

Последняя страница отличается и более разнообразным иллюстрированием. Некоторые из видов газетной иллюстрации используются только на этой странице. Полезная площадь последней страницы номера несколько меньше площади внутренних полос, так как на ней печатают выходные сведения.

Страница-плакат

Страница­плакат — это разновидность тематической страницы. В СССР впервые страницы­плакаты появились в газете «Сельская жизнь» и затем получили распространение во многих местных газетах. Сегодня такой вид тематической страницы встречается крайне редко.

Постоянные элементы композиции страницы­плаката — шапка, вводка, разъясняющая цель публикации, основной материал, часто разбитый на части, а иногда и редакционное заключение.

Обычно на странице­плакате помещают всего одну­две статьи: большое выступление или развернутый рассказ, к которому иногда присоединяют комментарий специалиста.

Страница­плакат может быть вывешена на стене, поэтому ее текст набирают крупным шрифтом на широкий формат. Такую страницу чаще всего верстают в три­четыре широкие колонки. Основные положения выделяют в тексте полужирным или курсивным шрифтом.

Страница­плакат должна привлекать к себе внимание живым оформлением — крупной, броской шапкой, яркими иллюстрациями. Здесь можно использовать разные виды иллюстраций: фото­ или рисованные портреты, репортажные снимки, диаграммы, чертежи, схемы и даже карикатуры

Сплошной текст страницы рекомендуется разбивать подзаголовками, иллюстрациями, рамочками­«афишками», в которых устанавливают цифровые данные, лозунги и т.п.

Дополнительные возможности для оформления страницы­плаката дает второй цвет. Его успешно используют, выделяя шапку, важнейшие заголовки, «афишки» и т.п.

Во многих газетах страницу­плакат строят по одной устоявшейся схеме: после шапки в левом или правом верхнем углу полосы помещают фотопортрет или репортажный снимок, ниже — вводку в рамочке, затем — сплошной текст выступления. В свое время десятки таких страниц­плакатов, похожих друг на друга как две капли воды, появлялись в самых разных изданиях.

В виде плаката может быть оформлен и разворот, особенно в малоформатных изданиях. Редакции районных газет нередко публикуют подобные развороты­плакаты во время предвыборных кампаний.

Значение слова Полоса по Ефремовой:

Полоса — 1. Длинная и узкая часть какой-л. поверхности, выделяющаяся своим видом, цветом и т.п. // Что-л. длинное, тянущееся по чему-л. или вдоль чего-л. // Что-л. вытянутой, продолговатой формы. // Линия, ряд. 2. Узкий длинный кусок какого-л. материала (металла, ткани, бумаги и т.п.). 3. Район, пояс, зона, чем-л. отличающиеся от соседних с ними районов, поясов, зон (климатом, растительностью или характером занятий населения и т.п.). // Местность, занимающая определенное географическое положение. 4. Участок обрабатываемой земли при индивидуальном землепользовании, отделенный межой от соседнего с ним участка. 5. Набранная или отпечатанная страница книги, журнала, газеты. 6. перен. Промежуток времени, период, чем-л. отличающийся от предшествующего и от последующего. // Временное настроение, состояние человека.

«Апостол» как шедевр книгопечатания

«Апостол» 1564 года. Разворот книги

«Апостол» вышел в свет 1 марта 1564 года. О том, что его напечатали в государственной типографии, свидетельствует упоминание в послесловии к книге Ивана Грозного, повелевшего издать, и митрополита Макария, благословившего на издание и отредактировавшего текст «Апостола».

Тираж книги — почти 2000 экземпляров. На сегодняшний день известно о 61 сохранившемся экземпляре. Около трети из них находится в Москве, около 10 — в Петербурге. Экземпляры первопечатного «Апостола» есть в Екатеринбурге, Киеве, Львове и других городах.

«Апостол» 1564 года. Разворот книги

Послесловие «Апостола» — важнейший источник, в котором Фёдоров перечислил всех, кто принял участие в создании книги, и рассказал о печатном дворе. Именно из послесловия стало известно, что работа над изданием шла почти год, с 19 апреля 1563 года, в типографии отливались оригинальные литеры и создавалось новое оборудование. 

Содержание книги тоже было пересмотрено и отредактировано. Основой послужили «Деяния и послания Апостолов» евангелиста Луки.

Книговед, доктор исторических наук Евгений Немировский так обрисовал процесс компоновки содержания «Апостола»: 

«Апостол» 1564 года. Разворот книги

Объём «Апостола» — 267 листов, на каждой из 534 страниц — по 25 строк. В книге 48 гравюр-заставок, украшенных богатым растительным орнаментом.

Образцом для книжного шрифта послужил широко распространённый в XVI веке рукописный полуустав с небольшим наклоном вправо. По сравнению со шрифтом изданий, выпущенных Анонимной типографией, шрифт «Апостола» выглядит намного аккуратнее. Печать двухцветная, высокого качества (текст до сих пор прекрасно читается). Буквицы и заставки отпечатаны киноварью.

По своим художественным достоинствам «Апостол» превосходит как анонимные русские издания, выпущенные до него, так и многие книги, изданные позднее.

«Часовник» 1565 года

Например, вышедшие из печати уже в 1565 году (с разнице в месяц) два «Часовника» подготавливались уже менее скрупулёзно. Это сказалось если не на качестве, то на художественной ценности новых книг. Кстати, «Часовники» — последние книги Ивана Фёдорова, изданные им в Москве… 

После них Фёдоров и Мстиславец спешно покидают Московскую Русь – то ли из-за начала опричнины, то ли из-за наветов книгописного «лобби». По ещё одной версии, Фёдоров выехал из Москвы официально, по распоряжению царя с тайной миссией — поддержать православие в католических землях. Эта гипотеза имеет право на жизнь хотя бы потому, что иначе довольно трудно объяснить, как Фёдорову и Мстиславцу удалось без помех вывезти из Москвы и далее, за границу, казённое типографское оборудование.

«Азбука» Ивана Фёдорова 1574 года

Как бы там ни было, до самой смерти Фёдоров постоянно переезжал из одного города Восточной Европы в другой, неуклонно продолжая заниматься своим ремеслом и «вспахивать духовную ниву», пока не осел во Львове. С Мстиславцем, оставшемся в Вильно, их пути разошлись ещё после Люблинской унии 1569 года и серьёзных изменений геополитической ситуации в Восточной Европе. В 1574 году во Львове Фёдоров выпустил первую русскую азбуку – по сути, первый русский учебник. Пока обнаружен единственный экземпляр, он находится в библиотеке Гарвардского университета.

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве

Скончался Иван Фёдоров во Львове 5 декабря 1583 года. Похоронили Фёдорова на кладбище львовского Святоонуфриевского монастыря. Типография после его смерти пришла в упадок и закрылась.

В 1909 году, в Москве, на месте печатного двора, торжественно открыли бронзовый памятник Ивану Фёдорову работы скульптора Сергея Волнухина. Монумент не раз переносили.Сегодня памятник первопечатнику стоит напротив дома № 2 по Театральному проезду, чуть поодаль от места, где в 1564 году Иван Фёдоров напечатал «Апостола».

При создании поста использовались материалы журнала «Книжная индустрия», Российской национальной библиотеки, ИА «REGNUM» и др.

Понравился пост? Не забудьте, пожалуйста, поставить лайк!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector