Ризография

Что можно напечатать?

С точки зрения содержания — не надо приносить матюги, садизм,
порнографию и «Майн Кампф». А с точки зрения внешнего вида,
можно изготовить гораздо больше разнообразных изделий, чем простые
листы А4, напечатанные с одной или двух сторон.

рис. 13

а) Одно- или двусторонние рекламные листы формата А4. При их
тиражировании
следует учитывать, что темные изображения будут просвечивать на оборотную
сторону листа. Желательно, чтобы в этом случае, на обороте не было
темных изображений и содержалась менее важная информация. При этом
не испортится внешний вид основной стороны (рис.13).

рис. 14

б) Лист формата А4 несколько великоват, можно изготовить оригинал-макет
с учетом складывания листа пополам или на два сгиба в так называемую
«раскладушку» (рис.14). Такое изделие выглядит гораздо аккуратнее.

рис. 15

в) На одном листе можно расположить несколько одинаковых (или разных)
объектов, а затем разрезать их. Если резку будем выполнять мы, линии
разреза не нужны, если вы хотите резать их сами (ножницами) линии
разреза желательны. Не следует забывать про поля между объектами на
листе и по краям листа. Для равномерного расположения поля по краям
должны быть 1 см, между объектами — 2 см (рис.15).

рис. 16

г) Если вы все-таки хотите получить изделие с печатью «под край»,
можно сделать его меньшего формата, обрезав затем лишнее (рис.16).

д) Если готовое изделие состоит из нескольких листов, мы можем выполнить
их брошюровку. Наиболее распространенный способ — изготовление
брошюр формата А5.

рис. 17

Имеющийся у нас брошюровочный автомат позволяет делать брошюры от
2 до 50 листов А4, сгибая их пополам с прошивкой двумя скрепками.
Следует учесть, что поля на макете должны быть больше (рис.17), поскольку
серединный лист получается после обрезки намного короче обложки. Слева,
справа и в середине поля надо сделать равными 2 см, а сверху и снизу
— по 1.5 см.

рис. 18

Этим же способом можно изготовить и совсем маленькие книжечки,
скрепленные
одной скрепкой, разрезав готовую брошюру пополам (рис.18).

е) Листы формата А4 можно скреплять различными способами: скрепками
с краю, пластмассовыми и металлическими пружинами.

Работа и обслуживание ризографа

По сути ризограф – копировальная техника. Но он имеет принципиальные отличия от привычного для нас копира. Умная машина считывает изображение с оригинал-макета, создает трафарет на мастер-пленке и переносит изображение на чистый лист бумаги. Человеку остается только нажать нужные кнопки. Как работает ризограф:

  1. Макет документа помещается в сканер, преобразующий изображение в электрические сигналы.
  2. Сигналы поступают на термоголовку, прожигающую в мастер-пленке мельчайшие отверстия в соответствии с заданным изображением.
  3. Нужный размер трафарета, или кадр (он точно соответствует требуемому формату листа бумаги) отрезается, подается и закрепляется на печатающем барабане.
  4. На сетчатую основу барабана в том месте, где закреплен трафарет, из тубы поступает краска. Она проникает через прожженные отверстия и оставляет на бумаге оттиск.
  5. После печати нужного количества экземпляров пленка-трафарет изымается из аппарата и выбрасывается.

Подача бумаги в барабан и выдача готовых отпечатков тоже производится автоматически. Количество копий задается с помощью кнопки. Технические параметры зависят от производителя и мощности оборудования:

Формат бумаги от А6 до А2
Оптимальная плотность бумаги 60-220 г/м² (последние модели Riso позволяют использовать бумагу плотностью до 400 г/м²)
Разрешение сканера 400 – 600 точек на дюйм
Масштабирование возможно масштабирование с заданным коэффициентом или пошаговое уменьшение и увеличение изображения
Время печати одного экземпляра От 11 секунд
Режимы текст, фото
Минимальная тиражестойкость мастер-пленки 4000 экземпляров
Скорость печати 60-185 экземпляров в минуту

На ризографе можно печатать цветные изображения. Аппарат для многоцветной печати имеет в комплекте дополнительные барабаны для каждого цвета. Цветная ризография занимает больше времени – сколько оттенков присутствует в макете, столько раз меняют барабан и прогоняют копии через аппарат. В некоторых современных моделях цветных ризографов установлены два барабана, что позволяет делать двухцветную печать за один прогон.

Расходные материалы

Качество печати во многом зависит от того, какая бумага используется в ризографе. Она должна хорошо впитывать краску, тогда отпечаток получится четким. По этой причине в дупликаторе не применяют мелованную и глянцевую бумагу. Не подойдет для такой печати и слишком тонкая бумага (с плотностью 46 г/м² и ниже). Краска слишком сильно пропитывает ее, а лист застревает и мнется во время печати. Желательно не использовать цветную бумагу темных цветов и учитывать смешение оттенков фона и текста.

Фото из открытого источника Яндекс Картинки

К краске предъявляются определенные требования. Она должна быстро сохнуть и закрепляться на бумаге, но при этом не застывать на мастер-пленке и в сетчатом отделе барабана. Поэтому предпочтительно использовать оригинальные краски, соответствующие марке ризографа. С одной тубы выходит от 18 000 до 36 000 копий на листах А4. Важен температурный режим в помещении, где работает ризограф. При низкой температуре краска быстро густеет, при высокой – вытекает из тубы. Лучшие параметры – 18-23°С.

Фото из открытого источника Яндекс Картинки

Мастер-пленка имеет не меньшее значение для получения качественного оттиска. Она представляет собой многослойный материал. Верхний слой, соприкасающийся с бумагой – это термочувствительная гладкая полимерная поверхность. Нижний — волокнистый, напоминающий рыхлую бумагу. Между ними – скрепляющий слой. Максимальный ресурс мастер-пленки при несложных изображениях – до 15 000 экземпляров.

Обслуживание ризографа

При интенсивной эксплуатации ризографу требуется техническое обслуживание. Что нуждается в контроле:

  • работа роликов и механизма отделения листов;
  • натяжение и износ ремней подачи и вывода мастер-пленки;
  • состояние поверхности барабана и сетки.

Чистка и смазка механизмов может производиться своими силами. Регулярный уход существенно повысит ресурс ризографа.

Как это быстро?

Скорость выполнения заказа является очень важной для многих заказчиков.
Можно сказать, что оперативность ризографии оправдывает ее недостатки. При готовом оригинал-макете реально напечатать 100 копий за 2 минуты,
1000 копий за 10, но при условии, что в данный момент нет других заказов.
Поскольку загруженность заказами трудно прогнозировать локально (сколько
заказов будет сегодня), мы гарантируем сроки их исполнения от 1 часа до
2 дней, хотя, если вам повезет (а мы приложим к этому все силы),
ваш тираж может быть изготовлен в
вашем присутствии

При готовом оригинал-макете реально напечатать 100 копий за 2 минуты,
1000 копий за 10, но при условии, что в данный момент нет других заказов.
Поскольку загруженность заказами трудно прогнозировать локально (сколько
заказов будет сегодня), мы гарантируем сроки их исполнения от 1 часа до
2 дней, хотя, если вам повезет (а мы приложим к этому все силы),
ваш тираж может быть изготовлен в
вашем присутствии.

Сроки работ, связанных с изготовлением оригинал-макета, резкой и
брошюровкой,
необходимо оговаривать особо.

В области глобального прогнозирования интенсивности заказов следует
учитывать, что август — период отпусков, осень — время выставок,
декабрь — сброс остатков денег бюджетными организациями (они еще
есть?), весна — период проведения конференций и семинаров, иногда
в стране проводятся выборы и т.п.

Печать листовок на ризографе

Самый недорогой способ печати листовок – на ризографе, этот аппарат хорошо подходит для изготовления карточек, объявлений, учебных методичек и листовок. Если нет потребности в фотографиях, изображениях и дополнительных эффектах, то этот вариант печати можно назвать оптимальным, тем более что стоят листовки, отпечатанные на ризографе, совсем недорого.

  • Помните, что ризограф рассчитан на изготовление небольших тиражей, 50-500 штук, можно напечатать и 2-3 тысячи экземпляров листовок.
  • Использование такого оборудования оправдано там, где стоимость печати является первоочередным моментом, и нет необходимости в ярких красках и фотографическом качестве.
  • Современное оборудование позволяет печатать более ста копий в минуту, срочная печать листовок на ризографе – это готовая продукция за один-два часа.

Конечно, современное оборудование имеет высокое разрешение, но печать на ризографе все равно уступает по качеству и детализации печати на принтере, потому обязательно правильно расставляйте приоритеты – что важнее для вас.

Креативные

Дополнение к форумам или презентациям. Такой род карточек создан для эпатирования публики

Их цель – обратить внимание на компанию либо личность. Они могут отличаться следующими признаками:

  • формой: круглые, квадратные, треугольные, могут состоять из нескольких слоев картона, иметь фигурные элементы;
  • эффектами: позолоченные, посеребренные (не путать с нанесением золота или серебра), с чередованием глянца и матовости;
  • материалами: дерево, металл, дизайнерский картон, плитка и многое другое (все зависит от желания заказчика).

Креативные визитки также бывают в качестве каких-то полезных бытовых мелочей, например: «открывашек» для бутылок, терок, разделочных досок и т. п. Основная задача такой продукции – «зацепить» оппонента. Часто такой ход используют бренды и компании, которые только выходят на рынок. Однако в этом есть один немалый риск. Согласно рекламным исследованиям из США, чем ярче рекламный продукт, тем меньше запомнится сам бренд или компания. То есть с креативом легко переборщить.

Материалы и способы нанесения

Визитки также отличаются по материалам и методам нанесения информации на них. По первому признаку могут быть из:

  • мелованной бумаги (обычно 200–300 г/м2 – для корпоративных карточек);
  • мелованного или дизайнерского картона (плотностью не ниже 300 г/м2);
  • тонкого пластика, ПВХ и т. п.Второй признак (способ нанесения) может быть следующий:
  1. Печать: цифровая (малые полноцветные тиражи), офсетная (большие полно- или моноцветные тиражи), шелкотрафаретная (моноцвета), твердочернильная и т. п. Струйная не используется, так как не может дать должного качества оттиска, и чернила легко стираются под воздействием влаги.
  2. Фольгирование: использование специального трафарета, нанесение фольги (золотой, разноцветной, серебряной и т. п.). Для фольгирования сначала печатается информация на ч/б устройстве, после чего под воздействием термопресса фольга впечатывается строго по оттиску. В таких визитках невозможно сделать градиенты или многоцветные изображения.
  3. Тиснение: может быть с использованием фольги или без. Картон теснится до той степени, чтобы буквы были четко видны и рельефны. Обычно используется тиснение логотипов, имени, названия компании (самых крупных текстовых элементов визитки).
  4. Конгрев (обратный процесс тиснению). Если в тиснении буквы вдавлены в материал, здесь, наоборот, – выдавлены (не путать с эмбоссированием, которое выполняется на банковских картах).

Выбор каждого из методов и материалов зависит от предпочтений клиента и технических возможностей. Но и бюджет играет не последнюю роль.

Преимущества печати на ризографе

Ризография имеет ряд важных преимуществ, по сравнению с цифровым и офсетным способами печати:

  1. Высокая скорость тиражирования. Этот показатель важен не только для заказчиков, получающего требуемый объем полиграфии в минимальные сроки. Исполнитель также выигрывает – он успевает отпечатать 50 000 тиражных экземпляров за одну смену.
  2. Оперативность, достигаемая быстротой создания трафаретов в автоматическом режиме.
  3. Отличное качество оттиска — современное оборудование обладает несколькими режимами печати.
  4. Небольшое энергопотребление и низкая цена на расходные материалы.

Все вышеперечисленные параметры делают себестоимость печати с помощью ризографического оборудования максимально выгодной как для заказчика, так и для исполнителя.
Однако, ризография имеет несколько недостатков, в частности, на дупликаторе невозможно наложение цветов и получение полутонов, а значит полноцветная печать исключается. К существенным минусам ризографического оборудования относят то, что при получении оттисков отсутствует возможность использования качественной мелованной и глянцевой бумаги. Оптимальная плотность бумаги до 220 гр/м2, но современные модели дупликаторов позволяют использовать материалы плотностью до 400 гр/м2.
Требования к макету
Ризография предполагает соблюдение некоторых правил при создании макета на бумажном носителе:

  1. Текст и изображения выполняются в одностороннем формате, поскольку «изнаночная сторона» просвечивается и отпечатывается на готовых копиях.
  2. Допускается использование только светлого фона, иначе на копию краска будет нанесена с излишком, что провоцирует их слипанию. Также рекомендуется избегать печати крупной графики (фото, картинки) и белых шрифтов в сочетании с черным фоном.
  3. Обязательное наличие полей (10 мм и более), это влияет на точность совпадения копий с исходником.
  4. Интервал между фрагментами разных цветов не меньше 5 мм.

Распечатка многоцветных копий предполагает создание отдельных макетов под каждый цвет и общего исходника. Цифровое оборудование позволяет отпечатать копии непосредственно с компьютера посредством интерфейса аппаратуры. Из этого следует, что макет (текст и изображение) можно передать в типографию в электронном формате.
Области применения
Дупликатор – это аппарат, работающий по принципу роторного трафаретного тиражирования. Область его использования разнообразна. С его помощью распечатывают:

  • различную рекламную продукцию – листовки, этикетки;
  • визитные карточки;
  • разнообразную научную литературу и учебные пособия;
  • полиграфию для раздачи и адресной рассылки;
  • инструкции, гарантийную и техническую документацию;
  • документацию для медучреждений (мед. карты, рецепты, бланки справок).

За что вы платите

Итак, осталось определить объем тиража и стоимость печати. Оказывается,
это разные вещи. В общем случае, чем больше тираж, тем меньше стоимость
каждой копии, хотя стоимость всего тиража, естественно, больше.

рис. 11

На рис.11 показано место ризографии в сравнении с другими способами
печати — ксерокопированием и офсетом (Х — ксерокс, R —
ризограф, O — офсет, S1 — стоимость печати одного листа, N
— объем тиража).

Поскольку процесс ризографии состоит из двух этапов, затраты также
раскладываются на две составляющие. На первом этапе это стоимость
отрезка мастер-пленки и краски для его заполнения. Даже если на макете
всего один маленький значок, краской заполняется весь отрезок мастер-пленки.
Этим количеством краски можно испачкать листов триста бумаги, но,
к сожалению, она пропадает впустую.

На втором этапе расходуется только краска, попадающая на бумагу.

рис. 12

Вышесказанное можно выразить формулой и графиком (рис.12).

S=M+K1+A1+N*(K2+A2+B)=X+N*Y

S1=(M+K1+A1)/N+K2+B+A2=X/N+Y

S стоимость печати тиража
S1 стоимость печати одного листа
M стоимость отрезка мастер-пленки
K1 стоимость краски на заполнение мастер-пленки
K2 стоимость краски для печати одного листа
A1 амортизация ризографа на первом этапе
A2 амортизация ризографа на втором этапе
N тираж
B стоимость листа бумаги
X общие затраты на первом этапе
Y общие затраты на печать одного листа

Как видно из формул, затраты первого этапа распределяются на весь
тираж. Таким образом, стоимость печати 1 листа снижается при увеличении тиража.

Верхний предел тиража ограничен стойкостью мастер-пленки, которая
выдерживает около 4000 оттисков. Однако, стоимость печати двух тиражей,
например по 3500 экземпляров ненамного дороже одного 7000 (если выдержит
мастер-пленка)

Поэтому верхний предел тиражирования можно не принимать
во внимание

Следует указать, что тиражи более 20000 экземпляров выгоднее печатать
на офсетных машинах, однако здесь надо учитывать низкую оперативность
офсетного способа печати и другие требования технологии.

С двухэтапными затратами связаны типичные ошибки заказчиков.

Первая заключается в том, что заказчик просит «попробовать»
напечатать зеленым цветом, а если не понравится — синим. Однако,
как мы уже сказали, стоимость «попробовать» очень велика.

Вторая ошибка состоит в том, что напечатать 1000 копий с одного оригинала
и десять раз по 100 копий с десяти разных оригиналов — совершенно
разные вещи (второе примерно вдвое дороже).

Цены на тиражирование (ризография), руб. за тираж формата А4

 Красочность/ тираж 100 200 300 400 500 700 1000 2000 3000 5000 10000
бумага  80 г/м  1+0 96р. 180р. 264р. 288р. 336р. 384р. 444р. 780р. 1152р. 1860р. 3720р.
 1+1 180р. 330р. 480р. 552р. 636р. 756р. 876р. 1536р. 2280р. 3720р. 7440р.
бумага 160 г/м  1+0 115р. 216р. 317р. 346р. 403р. 461р. 533р. 936р. 1382р. 2232р. 4464р.
 1+1 216р. 396р. 576р. 662р. 763р. 907р. 1051р. 1843р. 2736р. 4464р. 8928р.
Бумага белая 80 г./м.кв  220р. 410р. 590р. 780р. 970р. 1150р. 1430р. 2760р. 3600р. 4420р. 5480р.
Бумага белая 160 г./м.кв  330р. 640р. 910р. 1160р. 1350р. 1590р. 1930р. 3300р. 4700р. 5590р. 8830р.
Прочие виды бумаги По согласованию со складом

Добполнительные работы

Резка бумаги в размер меньше А4 5 % от стоимости изготовления  за рез, но не более 300 руб. за 500 листов А4 (и менее)
Резка на размер меньше А6 с полями менее 10 мм 25 % за каждый рез (определяется после разработки макета)
Фальцовка  10% от стоимости тиража за 1 фальц
Подборка 20 % от стоимости тиража (включая резку и фальцовку)
Брошюровка скрепкой 10% от стоимости тиража (включая фальцовку, резку и подборку)
С подрезкой сторон. 10% от стоимости тиража (включая фальцовку, резку, подборку, брошюровку)
Наличие плашки + 30 % к стоимости тиража
Печать формата А3 100% от стоимости тиража
Срок изготовления 1-2 дня на каждую операцию
Изготвление за 3 часа + 20 % к стоимости тиража

Стоимость дополнительных работ

Наименование услуги (работы) Наценка (стоимость)
Резка бумаги в размер меньше А4 5 % от стоимости изготовления  за рез, но не более 300 руб. за 500 листов А4 (и менее)
Фальцовка      10% от стоимости тиража за 1 фальц      
Подборка     20 % от стоимости тиража (включая резку и фальцовку)      
Брошюровка скрепкой     10% от стоимости тиража (включая фальцовку, резку и подборку)      
С подрезкой сторон.     10% от стоимости тиража (включая фальцовку, резку, подборку, брошюровку)      
Наличие плашки     + 30 % к стоимости тиража      
Печать формата А3     100% от стоимости тиража      
Срок изготовления 1-2 дня на каждую операцию
Изготвление за 3 часа + 20 % к стоимости тиража

Примечания.

  1. Заказы на бумаге клиента не принимаются. В исключительных случая принимается бумага в фабричной упаковке с наценкой на тираж — 500 руб. На приладку расходуется 10 % от предоставленной бумаги.
  2. Прейскурант распространяется на бумагу плотностью до 160 г/м. Бумага большей плотности в работу не принимается.
  3. Печать на самоклеющейся бумаге НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ.

Дополнительная информация

  • Требования к оригинал-макетам
  • Место ризографии среди методов тиражирования

Основные характеристики аппарата

Итак, ризограф – что это такое? Это устройство, способное растиражировать буклеты, листовки и другую типографическую продукцию со скоростью 120 оттисков в минуту. Все возможные проблемы, которые нельзя назвать критичными, вроде застрявшего листа или других мелких сбоев, можно легко устранить вручную. Аппарат имеет удобную крышку, под которой видны все основные детали, отвечающие за подачу материала.

Устройство легко справляется с бумагой практически любой плотности с минимальным ограничением в 60 г/м2. К примеру, ризограф Riso прекрасно себя показал, работая с толстыми листами плотностью 220 г/м2. Также у аппарата есть встроенная возможность выбора соответствующего ландшафта: вертикаль, горизонталь, текст и фото. Кроме того, на некоторых моделях есть функционал масштабирования с разрешающей возможность в 400 dpi.

Что такое ризограф и чем он отличается от ксерокса?

Ризографическое оборудование — гибрид копировальной и офсетной техники. В нем установлен сканер, куда помещают прототип — оригинал-макет, и реализован принцип трафарета — в этом его основное отличие от копировальной техники (ксероксов). Дупликатор работает быстрее ксерокса. Цена оттиска на партиях 20—2 000 штук ниже, чем при использовании офсетного оборудования и цифровых принтеров.

Ризографы классифицируют по принципу сканирования:

  • планшетный — макеты размещают на стекле, под которым перемещается считывающий блок;
  • барабанный — макеты «протаскивают» через блоки считывания, что накладывает требования к гладкости бумаги.

Современные машины для ризографии, установленные в полиграфических центрах, позволяют:

  • выбирать способ сканирования;
  • работать с текстами и фото;
  • изготавливать оттиски с разрешением 400—600 dpi;
  • масштабировать изображение при сканировании.

Типовая модель ризографа для применения в типографии

Понятие типографии

Типография – это промышленное производство, в котором происходит обычно цикл изготовления многотиражной продукции. Он включает в себя:

  1. Верстку. Дизайнер-верстальщик адаптирует
    электронный формат продукции под требования конкретного оборудования. Эта
    процедура называется допечатной подготовкой макета.
  2. Изготовление печатных форм. Специальное
    производство элементов, которые устанавливаются в автоматизированную линию для изготовления
    тиража.
  3. Офсетная печать. Минимально возможный формат –
    А3+, но чаще всего применяется А2, А1, А0. Кстати, верстальщик раскладывает
    продукцию строго по имеющемуся размеру. Поэтому нестандартные размеры изделий
    будут стоить дороже. Они не укладываются на лист полностью, соответственно,
    требуется большее количество бумаги, остается много отходов.
  4. Послепечатная обработка. Здесь может быть целый
    каскад работ, среди которых: УФ-лакирование, ламинирование, выборочная лакировка,
    брошюрование, листоподбор и пр. Все зависит от возможностей производства.

В типографию нет смысла обращаться с малыми тиражами (до
1000 единиц). Типографское производство не рассчитано на малые объемы, хотя в
некоторых случаях устанавливаются цифровые печатные линии. Это дорогостоящее
оборудование, которое может выдавать полноцветные оттиски в количестве от 1
штуки без удорожания себестоимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector