Шелкография

Принцип нанесения

Это более совершенный способ нанесения изображения. Если хотите то это небольшая «революция». С недавнего времени, начали наносить краску другим методом, так называемый – способ полимеризации ткани. Раньше для этой технологии использовался шелк – отсюда и название – шелкография. Современные ателье уже давно не используют шелка, из-за их дороговизны, сейчас в обиходе находятся искусственные ткани, повторяющие структуру натуральных полотен.

Принцип нанесения прост – ткань пропитывают определенным полимерным составом, который сушится в темном помещении. Далее на это полотно укладывается нужный рисунок из бумаги и облучается ультрафиолетовыми лампами.  Высохший полимер заполняет поры, где его прогревают и таким образом он наносится на поверхность. После этого трафарет обязательно нужно промыть.

После того как трафарет готов к нанесению, его укладывают на поверхность и проводят по рамке, специальным приспособлением с краской. Она впитывается в поверхность ткани, после ее нужно продавить дальше специальными валиками или резиновым шпателем, после этого она уже остается на нужной поверхности. Если вы используете несколько оттенков, то вам соответственно нужно несколько трафаретов. Наносятся они постепенно по мере высыхания предыдущего слоя. Нужно отметить, что этот принцип применяется не только на стеклах, но и на футболках, металле и т.д.

Если посмотреть на плюсы шелкографии, то можно отметить – более совершенную технологию, можно наносить яркие цвета, можно делать более «толстые картинки» (больше слоев), что намного оживляет изображение.

Минус, можно отметить только один – разрешение изображения получается не таким четким, если присмотреться, можно увидеть «зерна».

Что было раньше?

Во многих процессах нанесения рисунков, применяется трафарет. Он уже содержал основной рисунок или заготовку рисунка — делался из бумаги или тонкого дерева. Как понятно нанесение краски происходит через места «рисунка», которые выбиты на поверхности. Она вдавливается специальными инструментами и остается на поверхности.

Но у деревянного и бумажного трафаретов есть большие минусы:

Деревянный – трудно изготовить и править в случае необходимости.

Бумажный – недолговечен, его хватает буквально на пару тройку раз нанесения краски.

Поэтому от этих методов медленно, но верно отказываются, сейчас на смену приходит шелкография.

Краски, трафареты и оборудование для шелкографии на стекле

Технология предполагает использование специфической краски — по стеклу в шелкографии работают полимерными составами:

  • однокомпонентными, керамическими и УФ — отверждение происходит под воздействием высоких температур или ультрафиолетового излучения (при УФ-красках);
  • двухкомпонентными — УФ и химически отверждаемые (с растворителями, полимеризуются при невысоких температурах) составы.

Керамические однокомпонентные составы — самый популярный вариант. Они устойчивы к механическому воздействию, влаге, УФ-лучам и могут наноситься на уличные конструкции.

Керамокраски используются в широкоформатной полиграфии, а также для работ по стеклу на автомобилях, мебели и бытовой технике, витринах. Их впекают в поверхностный слой с помощью термозакалки или моллирования (формовки с получением блестящих стекол). Для декоративных целей пригодны УФ-пигменты.

Производители предлагают инновационные комбинированные краски. Они состоят из двух компонентов и высушиваются под УФ-лучами. У них оптимальное соотношение механической стойкости, а также скорости/простоты нанесения — при условии тщательной подготовки поверхности.

Натянуть сетку для шелкографии на рамку можно даже вручную

Древние технологии в современной интерпретации

Шелкотрафареты были известны древним жителям Месопотамии и Финикии — стран, в которых зародилась эта технология. Финикийцы изобрели способ переноса рисунка с помощью матриц, удерживающих краску. Он мало походил на современную шелкографию на стекле, но послужил ее отправной точкой. Через тысячелетия, в конце XII — начале XIII веков, произошел технологический прорыв в этой сфере, и способ печати стал больше походить на современный.

Мастера Камакуры, города на японском острове Нипон, научились украшать доспехи со сложным рельефом. Они использовали нитяные сети, на которые наклеивали декор. Полотно фиксировалось на деревянной раме. Затем через него печатники наносили красящие пигменты с помощью тампонов.

Попав в Европу в период Средневековья, шелкотрафаретная печать быстро распространилась среди ремесленников. Но только в 1907 году запатентовали важнейшую для развития технологии методику работы резиновыми ракелями — ножами, распределяющими красящий слой по матрице. Они продавливали пигмент сквозь открытые участки на шаблоне и значительно упрощали работу печатников.

Современные плоские машины для шелкографии наносят декор размером 120х180 см и более на самые разные материалы.

Суть технологии

Оборудование для осуществления шелкографии выбирают в зависимости от партии футболок, на которые нужно нанести изображение. Так небольшое количество обрабатывается на шелкотрафаретных ручных машинах. При крупном тираже используют полуавтоматический карусельный станок. Он намного увеличивает производительность. А также снижает уровень затрат. Ведь с его помощью одновременно печатают картинки на нескольких футболках.

Карусельный станок Ромашка

Краситель непосредственно попадает на ткань, что отличает способ того, где применяют термотрансфер. После нанесения рисунка делается стойкое закрепление. Краски закрепляют с помощью тоннельной сушки.

Процесс выполнения шелкографии

Трафаретная печать, производимая на ткани, имеет следующие особенности.

  • Изображение передается с высокой точностью.
  • Принты насыщенные, отличаются колоритом.
  • Сложность рисунка не влияет на получение результата. Это могут быть и декор, и надписи.
  • Автоматизированный процесс выполняет изготовление больших по объему партий, что довольно дешево обходится.

Говоря о возможности метода, надо отметить универсальность технологии. Особенных требований к материалу не предъявляется. Печать производится на хлопковой ткани или смешанной, которые одинаково хорошо поддаются окраске. Картинка наносится на любую часть готовой футболки, толстовки, майки. А также изображение можно делать до раскроя полотна, использовать платок и так далее. Рисунок получается яркий и рельефный, его срок службы сравним с самой материей.

Получается рельефное изображение.

Шелкография на ткани применяется в следующих областях.

  • Изготовление формы для спортивных команд.
  • Униформа сотрудников фирм.
  • Корпоративная одежда для акций и мероприятий.
  • Футболки для соревнований и выставок.
  • Памятные подарки клиентам, партнерам.

Шелкография — это изготовление исключительных и уникальных вещей. Они могут заинтересовать аудиторию, клиентуру любой компании. А также повысить имидж.

Применение шелкографии — изготовление униформы

В процессе выделяют следующие стадии.

  1. Макет для печати создают или берут в готовом виде. На предприятие, выполняющее шелкографию, его может принести клиент. Либо над элементами рисунка работают дизайнеры.

Внимание! Чтобы изображение перенеслось на ткань лучше, берут картинки в векторном формате. Там отсутствуют пиксели, что не создает эффекта растрирования при увеличении

  1. Файл в векторном формате берут в виде позитива или превращают в негатив, что зависит от применяемой техники. Макет разбивается по цветам, которых в шелкографии применяют до шести.

Ручной перенос рисунка

  1. Создается сетчатый трафарет, необходимый для печати.
  • Берут подготовленный для каждого цвета макет, изготавливают пленку. Нужно перенести картинку с него на специальное сито. Оно может быть с различной плотностью нитей и размером отверстий.
  • Пленку переводят на сетчатую ткань. Для этого применяют чувствительную к свету эмульсию. Ею покрывают ткань трафарета.
  • Макет и ткань с нанесенной эмульсией переносится в установку для экспонирования, где вещество засвечивается. Там, где краска пройдет через ткань, эмульсия разрушится. А в других зонах затвердеет, в результате чего окрашивающее вещество не просочится.
  • Готовое сито плотно располагают на раме станка для натяжения. Оно приклеивается быстро высыхающим клеем. Ткань не должна пружинить, в противном случае пострадает качество печати.
  • Для каждого цвета сетчатый трафарет изготавливается одинаковым образом.
  1. Производство шелкографии на следующем этапе состоит в закреплении всех сеток на карусельном станке. Их выравнивают. Ведь краска должна попасть на ткань в нужном месте. Футболку располагают на рабочем столе, а трафарет наклоняют к ней, устанавливая параллельным образом. Используя приспособление, краску протягивают вдоль сита, оказывая некоторое давление. Там, где эмульсия уже не мешает, краска через отверстия попадет на изделие. После этого приступают к нанесению другого цвета. Карусель станка попросту прокручивают по трафарету с нужной картинкой.

Шелкография — сувениры

Соблюдая порядок, проделывают все шаги и отправляют футболку сушиться в специальную туннельную камеру, где происходит закрепление краски.

Что такое шелкография

Эта техника одного из трафаретных способов нанесения изображения на различные поверхности известна с давних времён и пришла из Китая. Собственно, там и родилось название способа, связанного с «продавливанием» краски через свободные от трафарета места шёлковой ткани. Шёлк давно уже не используется в этой технике, а название по традиции осталось.
Почему же именно шелкография из множества других методов стала популярной среди автомобилистов?

Дело в том, что материал для изготовления трафарета может быть самым разным: дерево или камень для гравюры, металл для офорта, бумага для щитов и указателей. Но, понятно, что если подложкой изображения является стекло, ткань едва ли не единственный приемлемый вариант (точнее, возможно ещё использование бумаги, но только на один-два оттиска).

Шелкография на стекле — интересный способ декора

Особый интерес для разных сфер производства и рекламы представляет перспективное направление — шелкография на стекле. Благодаря низкому давлению на поверхность декор без труда переносится на этот тонкий, хрупкий материал. Слой краски отличает повышенная кроющая способность, можно заполнять поверхности с шероховатой и рельефной фактурой. Графика и рисунки получаются четкими, оттенки — сочными.

Шелкография — усовершенствованный вид трафаретной печати. Ее особенность — использование сеток уменьшенной толщины из полиэфира, нейлона или разных металлов. Нити расположены достаточно плотно, что обеспечивает высокую степень детализации рисунков. Технологию используют для обработки поверхностей из дерева, керамики, металла, текстиля.

Раньше в своих статьях мы уже рассматривали шелкографию. Общие сведения об этом способе печати и инструкцию по самостоятельному нанесению рисунка можно найти в этой статье. А описание красок для шелкотрафарета — здесь.

Стайлинг и брендирование авто

Шелкография — не единственный способ изменить облик вашего автомобиля, чтобы сделать его стильным и уникальным. Есть и другое, не менее эффективное решение для придания вашему транспортному средству индивидуальности. Речь идет о брендировании авто виниловой пленкой.

Если вы решили сделать профессиональный стайлинг, мастера нашей студии Garage Style всегда готовы помочь с преображением. Оклейка винилом, пленочная тонировка стекол — выбирайте услугу и записывайтесь к нам по телефонам, указанным на сайте.

Под шелкографией подразумевают обработку стекла автомобиля по периметру специальными красками со стеклокерамическими частицами. Именно за счет этих частиц стекло приобретает дополнительную прочность и стойкость к повреждениям механического характера.

Для чего нужна шелкография?

Нанесение на лобовое стекло шелкографии решает сразу несколько задач. Главная – стекло становится не прозрачным в местах нанесения клея, что позволяет сделать улучшить эстетическую составляющую пребывания в салоне. Кроме того обработка стекла препятствует контакту уф-лучей с используемым для монтажа стекол полиуретановым клеем. Покрытие предотвращает преждевременное пожелтение клея, не допускает проявления мелового оттенка, продлевает срок его эксплуатации в целом.

Различают разные варианты шелкографии для стекол автомобиля. Чаще всего используется окантовка черного цвета, реже белая и серая, в исключительных случаях – цветная.

Краска для покрытия разрабатываются с учетом особенностей стекла каждого типа. Время создания и температура в печи для краски, предназначенной для лобового стекла, отличаются от параметров продукта, изначально разработанного чтобы обрабатывать заднее или боковое стекло.

Нанесение покрытия на стекло

Процесс обработки поверхности имеет много общего с нанесением рисунка на ткань. Шелкография применяется на поверхностях любой формы, подразумевает использование клеевого состава, предотвращающего преждевременный выход изделия из эксплуатации.

Возможны варианты с нанесением шелкографического рисунка на стекле с помощью трафарета.

Как и для любого клеевого соединения, на прочность соединения стекла с кузовом в общем случае оказывают влияние как силы когезии, так и силы адгезии. При использовании однокомпонентного поли­уретанового клея прочность склеивания преимущественно определяется адгезией, то есть силой взаимодействия клея с обеими склеиваемыми поверхностями.

Это справедливо и для ситуации, когда недостаточно тщательно удалены остатки клея, выгоревшие во время резания. Порядок подготовки поверхностей к склеиванию указывается на упаковке соответствующего ремонтного материала.

Обзор технологий

Существует три основных технологии фотопечати на стеклянной основе:

  • прямая, принтерная — материал обрабатывают подготовительными праймерами, наносят декор, закрепляют результат лампами ультрафиолета — поверхность сохраняет свой вид и яркость цвета долгое время;
  • пленочная — декоративный слой наносят на пленку, прикрепленную полимерными клеями к основе;
  • триплекс — пленку с декором помещают между двумя стеклянными слоями, надежно защищающими ее от повреждений.

Каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Триплексы легко вставлять в двери, перегородки, лестничные ограждения. Они дают двусторонний обзор. Пленку проще заменить, если декор надоест, но она ненадежна.

Прямая УФ-технология — лучший метод, потому что:

  • сочетается с листами толщиной до 50 мм;
  • допускает использование белого цвета без потери качества изображения;
  • рисунок устойчив к химическим веществам, истиранию, влаге;
  • линии четкие, детализированные, а оттенки насыщенные;
  • отличается высокой скоростью и простотой работы.

Стоимость стеклянного декора зависит от площади/размера предмета, разрешения изображения, применяемого материала. Увеличивают цену дополнительные опции: создание эскиза, постпечатная обработка, установка креплений, подсветки. Ускоренное изготовление также обходится дороже.

Триплекс считается самой надежной технологией — рисунок держится годами

Технология нанесения

Отдельно стоит узнать, как осуществляется подобное нанесение рисунков и изображений.

В гаражных условиях полноценная шелкография, выполненная на стекле автомобиля, недоступна. Можно лишь сделать имитацию своими руками, изготовив трафарет и обработав поверхность краской

В условиях специализированной автомастерской применяются особые полимерные краски, изготовленные по шаблону или по индивидуальному заказу трафареты, с последующей термической обработкой. Это позволяет краске проникнуть в структуру самого стекла. Полимеризация способствует созданию устойчивого и долговечного покрытия.

Что же касается нанесения рисунков на стекле автомобиля своими руками, то такая технология как шелкография применяться самостоятельно не может. Для трафаретной печати требуется специализированное оборудование.

Хотя бывает часто и так, что рисунок наносят на внешнюю сторону лобовой стеклянной конструкции машины. Как именно обрабатывать стекло и с какой стороны, решается в индивидуальном порядке с владельцем авто.

Если говорить про задний рисунок, наносимый на заднее стекло, то здесь строгих ограничений нет. У лобового изображение не может занимать более 14 см. по ширине в верхней части. Для боковых стёкол до 30% от общей площади поверхности.

Сам процесс нанесения изображений методом трафаретной печати, то есть шелкографии, состоит из нескольких этапов:

  • Изготовление трафарета. Здесь применяются специальные искусственные полотна, имеющие полимерную пропитку. Шаблон можно сделать по индивидуальному заказу либо воспользоваться одним из готовых решений, предлагаемых мастерской.
  • Обработка с помощью ультрафиолета. Изготовив трафарет, его обязательно нужно обработать путём воздействия на заготовку ультрафиолетовыми излучениями. Это необходимо для качественной полимеризации используемой пропитки.
  • На следующем этапе проводится смывание трафарета. После него на поверхности остаётся так называемый негатив.
  • Негатив прикладывается к выбранному участку стекла. Сама поверхность предварительно очищается и обезжиривается.
  • Наносится полимерная краска.
  • С помощью специальной рамки изображение продавливается, и на доли миллиметра впитывается в поверхность самого стекла.

Технология кажется достаточно простой. Но в действительности реализовать её своими руками, не имея специального оборудования, невозможно.

При чём тут шёлк

Шелкография на стекле автомобиля представляет собой рисунок специальной краской, нанесённый через трафарет. Когда-то в качестве материала для этого трафарета использовался как раз шёлк, отсюда и пошло название технологии. Сейчас же вместо него используют пропитанную полимером ткань. Рисунок на бумаге прикладывают к ткани и облучают ультрафиолетом. Светочувствительный состав полимера из-за разницы в проходимости луча через бумагу и нанесённую на неё краску повторяет рисунок, становясь, таким образом, неоднородным.

После этого ткань прикладывают к стеклу. По ткани нужно провести прибором, заправленным краской; он наносит краску на поверхность ткани, а после этого резиновым прессом эта краска продавливается уже на стекло.

Собственно, это вся технология. Но внимательный читатель уже понял, что таким образом можно наносить только монохромные, чёрно-белые рисунки, а это не очень-то соответствует ожиданиям современной избалованной публики о шелкографии на авто. Поэтому вскоре после разработки этого метода в него были внесены изменения.

Во-первых, многоцветные рисунки стали наносить с помощью нескольких «проходов» прибора с краской. Для этого изготавливали несколько трафаретов, на каждом из которых были закрашены только те участки, которые нужно было залить тем или иным цветом. Таким образом, для 4-цветного рисунка нужно будет сделать 4 трафарета.

Во-вторых, есть варианты и с самой краской. Если она изготовлена на основе растворителя, то есть по старой проверенной технологии, то она считается традиционной. Такая краска легко наносится, но сравнительно долго сохнет. Кроме того, она накладывает некоторые ограничения на толщину. Из-за того, что краска в многоцветном рисунке наносится слоями, они могут накладываться друг на друга и, соответственно, утолщать рисунок. Так вот, традиционная краска имеет некий порог толщины. Если значение порога будет превышено, вес краски пересилит её сцепление со стеклом и рисунок просто отвалится.

Решение проблемы, как всегда, предоставляет наука и подгоняемый ей прогресс. Краска на основе полимерных чернил обладает улучшенными адгезионными свойствами, легче наносится и лучше высыхает. То есть, и это замечательно, мастерам не нужно закупать другое оборудование для новой краски, шелкографию на стекло автомобиля новыми красками можно нанести старым. Это позволяет хоть и не удешевить технологию, но держать цену на прежнем уровне. Кроме того, эта краска за счёт более приспособленной к задаче основы даёт более насыщенные, яркие цвета. Полимерная краска стала двигателем прогресса в области украшательства авто.

Но мало просто нанести рисунок. Его ещё нужно сохранить. Стекло автомобиля подвергается «атакам» атмосферы: осадки, мелкий мусор, грязь на скорости работают как наждак, постепенно истончая и сдирая слои краски, разрушая картину. Полимерная краска и здесь даёт фору традиционным; она гораздо более устойчива к этим воздействиям и позволяет сохранить рисунок в исходном состоянии гораздо дольше.

Обратная процедура

Некоторые водители после нанесения рисунка ездят с ним некоторое время, а потом задумываются, как снять шелкографию со стекла. Так как краска наносится на внешний слой, а не внутрь «стеклопакета», её достаточно просто соскоблить. Однако если с традиционной краской вам поможет растворитель, то полимерные так просто не возьмёшь. Дело как раз в упомянутой выше адгезии. Краска реагирует с поверхностью стекла, проникая в его внешний слой. Речь идёт, конечно, о долях миллиметра, но тем не менее. Если взять специальный растворитель (К-2), то вы удалите рисунок. Однако если этот рисунок был на вашем стекле достаточно долго, то после у вас останутся на стекле мутные пятна. Они как раз и значат, что внешняя часть стекла была повреждена. По этой же самой причине, кстати, шелкография на лобовом стекле — плохая идея. Поможет в этом случае разве что глубокая полировка. Ну, или замена стекла на новое.

Подготовительные этапы

Большое значение в шелкографии имеет сетчатый трафарет. Его тип и параметры подбираются в зависимости от характеристик выполняемой печати на стекле. А именно – от заданных толщины слоя краски и уровня детализации надписи. Сетка закрепляется в деревянной раме для нанесение на неё фотоэмульсионного слоя. Затем накладывается шаблон и выполняется облучение открытых участков ультрафиолетом для полимеризации эмульсии. Этап подготовки матрицы завершается ее промывкой и просушкой.

Краски под обжиг обычно готовы к использованию. Их не нужно разводить ни водой, ни органическими растворителями, ни смешивать отдельные ее компоненты. Единственное, что может потребоваться – это смешать разные цвета для получения нужного оттенка.

Штампы (или другие малоформатные изображения) наносятся на автомобильное или другое габаритное стекло вручную на неподвижном рабочем столе. Участок стекла, предназначенный для размещения надписи, очищается и обезжиривается, чтобы обеспечить лучшее сцепление краски с поверхностью. Рамка с трафаретом устанавливается по предварительно нанесенной разметке ракельной стороной вверх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector